С т а т ь я 1 Город Москва Город Москва является столицей Российской Федерации, городом федерального значения - субъектом Российской Федерации. Статус столицы установлен Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе столицы Российской Федерации". Статус города Москвы как города Российской Федерации и как субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом. Город Москва имеет территорию, население, органы государственной власти и городского (местного) самоуправления, свое законодательство, герб, флаг и гимн. С т а т ь я 2 Территория Москвы Территорию Москвы образуют земельная и водная поверхность, недра, воздушное пространство в границах Москвы. Территория Москвы составляет часть территории Российской Федерации. Изменения границ Москвы утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. С т а т ь я 3 Население Москвы Жители Москвы (москвичи) - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности, составляют население Москвы. В Москве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством. С т а т ь я 4 Народовластие Источником власти в Москве являются жители Москвы, обладающие избирательным правом в соответствии с законодательством. Они осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы городского (местного) самоуправления (далее - органы власти). Высшим непосредственным выражением власти жителей Москвы являются городской референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Москве. Захват власти, присвоение властных полномочий, создание непредусмотренных Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом органов власти преследуются по закону. С т а т ь я 5 Самоуправление Жители Москвы в своей совокупности образуют городское (местное) сообщество и осуществляют самоуправление на основе статей 3, 12, 32, 130-133 Конституции Российской Федерации. Самоуправление в городе Москве осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через систему органов самоуправления города Москвы, законодательно закрепляемую по мере формирования социально-экономических, финансовых и организационных предпосылок. С т а т ь я 6 Органы власти На основании статьи 66 Конституции Российской Федерации, в соответствии с определенным статьей 65 Конституции Российской Федерации статусом города Москвы как города Российской Федерации и как субъекта Российской Федерации, во исполнение требований статей 11, 32 и 131 Конституции Российской Федерации и настоящим Уставом устанавливается двойной статус представительного и исполнительного органов власти города Москвы - правовое положение, согласно которому эти органы одновременно являются органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и обладают всеми законодательно установленными полномочиями указанных органов. Представительным органом городского самоуправления, представительным и законодательным органом государственной власти города Москвы является выборный орган - Московская городская Дума (далее - Дума). Исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти города Москвы является Московская городская администрация (далее - городская администрация или мэрия). Деятельностью мэрии руководит избираемый жителями Мэр Москвы (далее - Мэр), являющийся высшим должностным лицом города Москвы и главой городской администрации. В структуру городской администрации входят коллегиальный орган исполнительной власти - Правительство Москвы (далее - Правительство), Управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы городской администрации, префекты административных округов, а также иные органы, создаваемые Мэром. Отраслевые органы городской администрации могут распоряжениями Мэра объединяться в комплексы городского управления. Городская администрация как исполнительный орган городского самоуправления имеет территориальные отделения в районах города Москвы - районные Управы, являющиеся органами власти районов. С т а т ь я 7 Основные принципы организации и осуществления власти в Москве Власть осуществляется на основе закона. Цель осуществления власти - обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города в интересах населения Москвы. Органы власти и их должностные лица действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий. Полномочия органов власти обеспечиваются необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами. В пределах своих полномочий органы власти самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность. С т а т ь я 8 Герб, флаг и гимн города Москвы Гербом города Москвы является изображение на темно-красном геральдическом щите всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного Змия. Флаг города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище темно-красного цвета с изображением в центре основного элемента герба - Святого Георгия Победоносца. Описания герба, флага и гимна города Москвы, порядок их официального использования устанавливаются законами города Москвы. С т а т ь я 9 Устав города Москвы Устав города Москвы (далее - Устав) в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет предметы ведения города Москвы, территориальное устройство города, статус всех органов власти в городе, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и материальную основу их деятельности, формы прямого волеизъявления жителей Москвы и их участия в деятельности органов власти. Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории Москвы. Устав является Основным Законом города Москвы и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим законам города Москвы, правовым актам органов власти города и районов и их должностных лиц. В случае противоречия указанных актов Уставу действует настоящий Устав. С т а т ь я 10 Правовые акты города Москвы Законодательными актами города Москвы являются Устав и другие законы города Москвы (далее - законы города), а также постановления Думы. Законодательные акты города Москвы (далее - законодательные акты города) в своей совокупности образуют законодательство города Москвы (далее - законодательство города). Решения, принимаемые жителями Москвы на городском референдуме, законодательные акты города, распоряжения Мэра и постановления Правительства образуют систему правовых актов города Москвы. Правовые акты города Москвы (далее - правовые акты города), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Законодательные акты города, распоряжения Мэра и постановления Правительства, имеющие нормативный характер, подлежат опубликованию в официальных изданиях Думы и мэрии. С т а т ь я 11 Основные понятия, используемые в Уставе 1. "Городское сообщество" - жители Москвы в своей совокупности. 2. "Местное сообщество" - жители территории, осуществляющие самоуправление в формах и пределах полномочий, установленных статьями 130-133 Конституции Российской Федерации. Местным сообществом на территории Москвы является городское сообщество. Местные сообщества в районах города Москвы не образуются. 3. "Органы власти" - сформированные в соответствии с законом органы, через которые жители города согласно статье 3 Конституции Российской Федерации осуществляют свою власть, властные полномочия которых установлены законом - Московская городская Дума, Московская городская администрация, Мэр Москвы, Правительство Москвы, районные Управы. 4. "Представительный орган власти" - коллегиальный орган власти, состоящий из полномочных представителей населения (синоним - "орган представительной власти") - Московская городская Дума. 5. "Исполнительный орган власти" - орган власти, осуществляющий исполнительные функции (синоним - "орган исполнительной власти") - Московская городская администрация, Мэр Москвы, Правительство Москвы. 6. "Органы власти города" - Московская городская Дума, Московская городская администрация, Мэр Москвы, Правительство Москвы. 7. "Орган власти района" - районная Управа, состоящая из районного собрания и главы Управы, возглавляющего районное собрание и администрацию района. 8. "Правовой акт" - юридический акт, принятый органом власти или должностным лицом в пределах своей компетенции. 9. "Нормативный правовой акт" - правовой акт, устанавливающий нормы, правила общего характера. 10."Правовые акты города Москвы" - решения, принимаемые жителями Москвы на городском референдуме, законы города Москвы, постановления Думы, распоряжения Мэра, постановления Правительства (синоним - "городские правовые акты"). 11."Закон города Москвы" - нормативный правовой акт города Москвы высшей юридической силы, принимаемый Думой или жителями Москвы на городском референдуме и подписываемый Мэром. 12."Постановление Московской городской Думы" - правовой акт города Москвы, принимаемый Думой и подписываемый Председателем Думы. 13."Распоряжение Мэра Москвы" - правовой акт города Москвы, издаваемый Мэром. 14."Постановление Правительства Москвы" - правовой акт города Москвы, принимаемый Правительством и подписываемый Премьером Правительства. 15."Законодательный акт города Москвы" - закон города Москвы или постановление Думы. 16."Законодательство города Москвы" - система (совокупность) законодательных актов города Москвы. 17."Законодательство" - законодательство Российской Федерации и законодательство города Москвы в совокупности. 18."Закон" - закон Российской Федерации или закон города Москвы. 19."Государственная собственность города Москвы" - собственность населения Москвы, которой согласно законодательству Российской Федерации от имени города Москвы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться органы государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации. 20."Городская муниципальная собственность Москвы" - собственность населения Москвы, которой согласно законодательству Российской Федерации от имени города Москвы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться органы городского (местного) самоуправления (синоним - "муниципальная собственность города Москвы"). 21."Собственность города Москвы" - собственность населения Москвы, владение, пользование и распоряжение которой от имени города Москвы согласно законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу осуществляют органы власти города, обладающие двойным статусом (совокупность объектов муниципальной и государственной собственности города Москвы). 22."Вопросы городского (местного) значения" - вопросы, которые согласно законодательству Российской Федерации вправе самостоятельно решать москвичи путем прямого волеизъявления или через органы городского (местного) самоуправления. 23."Территориальная община" - жители подъезда дома, дома, группы домов, двора, улицы, квартала, микрорайона или другой территории, в границах которой сформирован орган территориального общественного самоуправления. 24."Предметы ведения города Москвы как субъекта Российской Федерации" - вопросы, которые согласно законодательству Российской Федерации вправе самостоятельно решать москвичи путем прямого волеизъявления или через органы государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации. 25."Предметы ведения города Москвы" - совокупность вопросов городского (местного) значения и предметов ведения города Москвы как субъекта Российской Федерации, которые согласно законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу вправе самостоятельно решать москвичи путем прямого волеизъявления или через Думу и городскую администрацию как органы власти города, обладающие двойным статусом. 26."Двойной статус Московской городской Думы и Московской городской администрации" - обусловленное конституционно установленным статусом города Москвы правовое положение Думы и городской администрации, согласно которому они одновременно являются органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и обладают всеми законодательно установленными полномочиями указанных органов. Двойной статус Думы и городской администрации обеспечивает конституционные права москвичей без создания раздельных органов власти города - органов городского (местного) самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, без разграничения предметов ведения города Москвы на вопросы городского (местного) значения и предметы ведения города Москвы как субъекта Российской Федерации. |
Intelliprint (c) 1998-2005. С вопросами и предложениями обращаться design@intelliprint.ru